Реклама

» » Отношения цветов, фактурные свойства цвета, отрицательные последовательные образы


Отношения цветов, фактурные свойства цвета, отрицательные последовательные образы

Отношения цветов, фактурные свойства цвета, отрицательные последовательные образыОсновные и фактурные свойства цвета Как уже говорилось, в распоряжении художника нет таких красок, яркости которых охватывали бы весь диапазон яркостей природы. Но художники решают любую изобразительную задачу, используя взаимодействие цветов и опираясь на ряд особенностей зрительного восприятия. Отсюда становится ясной несостоятельность попыток начинающих живописцев в точности воспроизвести каждый цвет натуры. Художник передает каждый цвет так, чтобы он, находясь в данном конкретном окружении, будучи соотнесенным зрителем с определенным объектом и пространственным планом изображения, с условиями воспроизведенного в картине освещения, воспринимался бы должным образом. При этом оказывается, что для полного подобия изображения натуре требуется лишь верность соотношений между цветами. Более светлый, более интенсивный, более теплый цвет в натуре и в изображении должен восприниматься как более светлый, более интенсивный, более теплый и т. д. К этому надо еще добавить, что помимо основных свойств (светлоты, цветового тона, насыщенности), цветам присущ ряд свойств, в том числе так называемые фактурные свойства. Цвета поверхностей отличаются от таких цветов, как, например, цвет голубого или ровно затянутого серого неба, цветов радуги, тем, что первые выявляют рельеф поверхности и точно локализуются в пространстве. Всегда можно сказать, на каком расстоянии от глаза находится та или иная цветная поверхность. Такие цвета называют цветами поверхностей. Вторые же не выявляют рельеф поверхности и не локализуются в пространстве.

Например, невозможно определить, на каком расстоянии от глаза расположены видимый цвет неба или цвета радуги. Эти цвета называют бесфактурными, независимыми (названия неустановившиеся). Цвета прозрачных цветных сред (льда, воды, чернил и пр.) воспринимаются не в плоскости, не в двух измерениях, а объемно, в трех измерениях, заполняют всю массу прозрачной среды. Их так и называют объемными цветами (в русской терминологии). Можно еще говорить о плотности цвета. Не случайно в обиходной речи иной раз цвета называют «воздушными». Плотность красочного слоя , определяющая собой плотность цвета, в живописи играет большую роль. Плотность красочного слоя позволяет разнообразить, обогащать цвет при одних и тех же значениях его светлоты, цветового тона и насыщенности. Красочный слой, даже обогащенный цветовыми нюансами, положенный с равномерной плотностью, выглядит однообразно и глухо.

Наоборот, краска, нанесенная на основание с разнообразной плотностью слоя, дает живой живописный эффект. Под отношениями цветов следует подразумевать их отношения не только по основным свойствам, но также и по плотностям, по фактурным характеристикам. Здесь же отметим следующее. При наблюдении цветов глаз утомляется.

Положите перед собой лист цветной бумаги, половину которого закройте белой или черной бумагой, и наблюдайте его цвет в течение нескольких секунд. Потом снимите белую (либо черную) бумагу, т. е. откройте всю плоскость цветной бумаги. Вы увидите ра­нее закрытую часть цветной бумаги более насыщенной по цвету Объясняется это тем, что за несколько секунд наблюдения цветной бумаги глаз утомился на ее цвет и начал хуже его воспринимать. Если после наблюдения какого-либо хроматического цвета перевести взгляд на белый фон, то на этом фоне может возникнуть ощущение хроматического цвета, по цветовому тону противоположного ранее наблюдавшемуся. Посмотрев на пятно зеленого цвета и переведя затем взгляд на белую поьерхность, можно увидеть на белой поверхности пятно той же формы, окрашенное в сиренево-розовый цвет. Возникновение таких мнимых изображений объясняется утомлением зрения. Эти изображения носят название отрицательных последовательных образов.

В результате возникновения отрицательных последовательных образов наблюдаемые нами цвета изменяются под влиянием пред варительно наблюдавшихся цветов. Отрицательные последовательные образы бывают не только хроматическими, но и ахроматическими. Находясь в комнате днем, можно пристально посмотреть на окно, а потом перевести взгляд на белый потолок — на потолке возникает негативное изображение окна с темными стеклами и светлым переплетом рамы. Это будет ахроматический отрицательный последовательный образ. Длительно работая с цветом, необходимо время от времени давать отдых глазу, отвлекаясь на несколько секунд от работы, переводя взгляд на нейтральный фон или даже закрывая глаза. Если во время работы над картиной начинает «пестрить» в глазах, значит, наступило утомление зрения и глазам необходимо дать отдых. В противном случае легко сбиться в цветовых отношениях.

dle
19-04-2017, 15:13
просмотров
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.