Жидкое топливо
Детонационная стойкость — способность топлива образовывать рабочую смесь, сгорающую в двигателе без детонации (детонационное сгорание сопровождается большими скоростями распространения пламени, вызывает перегрев двигателя, падение его мощности, перерасход топлива, усиленный износ и др. дефекты). Показателем детонационной стойкости топлива является его октановое число. Чем выше октановое число, тем больше стойкость топлива. Детонационная стойкость низкооктанового бензина может быть повышена путем добавления специальных присадок — антидетонаторов или высокооктановых компонентов. Наиболее распространенным антидетонатором является этиловая жидкость (обладает высокой токсичностью). Таблица 1. Свойства этиловой жидкости Двигатели строительных машин с искровым зажиганием работают преимущественно на автомобильных бензинах и реже на их заменителях (бензольное топливо и др.). Бензольное топливо обладает высокой детонационной стойкостью и употребляется обычно в смеси с бензином. Топливо для двигателей с воспламенением от сжатия (дизельное топливо). Основными показателями, определяющими эксплуатационные качества дизельного топлива, являются цетановое число, вязкость, температура застывания и фракционный состав топлива по испарению. Цетановое число — условная характеристика плавности сгорания рабочей смеси, а следовательно, степени мягкости или жесткости работы двигателя. Чем выше цетановое число, тем мягче работа двигателя и длительнее срок его службы. Вязкость и фракционный состав топлива влияют на процесс смесеобразования и сгорания, легкость запуска двигателя, удельный расход топлива и износ деталей топливной аппаратуры. Двигатели работают нормально, если вязкость при температуре 20° находится в пределах 2,5— 8 сст. Температура застывания топлива должна быть ниже температуры воздуха на 10—15°. Для снижения температуры застывания в дизельное топливо добавляют керосин (25% тракторного керосина снижает температуру застывания на 10°). Промышленность выпускает несколько марок дизельного топлива. Основными из них являются: дизельное арктическое — ДА, дизельное зимнее — ДЗ, дизельное летнее — ДЛ, соляровое масло и моторное топливо марок ДТ-1, ДТ-2 и ДТ-3. Дизельное топливо ДА, ДЗ, ДЛ предназначается для высокооборотных дизелей (л>1 000 об/мин), соляровое масло — для двигателей с числом оборотов от 600 до 1 000. Моторное топливо используется для тихоходных двигателей при п < 600 об/мин (ДТ-1 при 600—300 об/мин; ДТ-2 при 300—200 об/мин; ДТ-3 при п < 200). Таблица 2. Расход смазочных масел и горючего для пусковых двигателей |